"Вкусно-научное" наследие Мичурина

Июль 2019

Выдающийся русский селекционер и биолог Иван Мичурин, в честь которого еще при его жизни тамбовский купеческий городок Козлов был переименован в Мичуринск, вывел более 300 новых сортов плодово-ягодных культур, широко использующихся сегодня. Он, как сам говорил, не ждал милостей от природы, а умело корректировал ее на благо человека. Побываем в усадьбе знаменитого садовода.

Иван Мичурин

Все началось с семечка

В окрестностях уездного города под Тамбовом Иван Мичурин провел практически всю жизнь. Уроженец рязанской губернии переехал в Козлов в 17 лет после исключения из гимназии. Не имея профессии, он вынужден был устроиться в контору железнодорожной станции, работая там по 16 часов в день. При этом средств на жизнь, в особенности после женитьбы, категорически не хватало, поэтому он стал подрабатывать ремонтом часов и измерительных приборов.

Главной страстью Мичурина всегда оставалось растениеводство. Интерес к сельскому хозяйству возник у него еще в детстве благодаря отцу. Владимир Иванович при своем имении под Рязанью, вскоре проданном за долги, имел пасеку и большой сад. Помогая сажать и прививать растения, его сын быстро освоил это непростое занятие.

В 1875 году, когда Ивану Мичурину не исполнилось еще и 20 лет, он со всем юношеским азартом принялся за опыты по селекции на арендованном им участке рядом с Козловом. Скромная площадь не позволяла посадить здесь все, что хотелось, а о приобретении собственной земли молодой человек тем более мог только мечтать. Даже месячная плата в три рубля за поросшую бурьяном территорию чьей-то пустующей усадьбы ударяла по скромному семейному бюджету. В те времена его оклад на железной дороге не превышал 12 целковых.

усадьба Ивана Мичурина

Началом разработки питомника, сохранившегося в окрестностях Мичуринска до наших дней, можно считать 1888 год. Узнав, что в семи километрах от города на продажу выставлен участок на берегу реки Лесной Воронеж, Мичурин направил все силы на добывание денег, влез в долги и даже заложил половину из этих только купленных земель, но своего добился. Оставшись с пустыми карманами, вместе с супругой он за семь километров на своих плечах переносил все саженцы и растения с предыдущего места.

- Это были самые плохие и бедные почвы в округе, подтопляемые и по всем показателям уступающие плодовитому тамбовскому чернозему, даже температура здесь оказалась на пять градусов ниже, чем в городе, но Мичурину такие спартанские условия показались идеальными для его селекционных опытов, - отмечает заведующая домом-музеем Людмила Волокитина. - Он говорил так: на худших условиях мы растение закалим, а на лучших оно и так всегда будет расти.

За несколько лет участок заполнился тысячами гибридов груш, слив и яблок, черешни, винограда и абрикоса. В 1906 году были напечатаны первые научные труды Мичурина, в которых он делился авторскими методами выведения более морозоустойчивых, стойких к суровому климату Севера и Сибири сортов плодовых и ягодных культур. В 1912 году российский императорский двор удостоил биолога ордена Святой Анны III степени, а еще год спустя мичуринскими наработками заинтересовались за океаном. Селекционеру предложили переехать в Соединенные Штаты, либо за внушительную по тем временам сумму продать американскому департаменту земледелия свои растения. Однако Мичурин выгодное предложение вежливо, но категорично отверг, оставшись на родине.

музей Ивана Мичурина

Садовая «лаборатория» и дом без излишеств

Вишни Гриот и Краса Севера, груша Бере зимняя Мичурина и абрикос Монгол, яблони Бельфлер-китайка и Ренет ананасный, Пепин шафранный и Есаул Ермака… «Вкусное» наследие Ивана Владимировича, которое он оставил всем нам, сегодня бережно оберегают на тамбовской земле, в усадьбе, где 35 лет прожил выдающийся садовод.

- Элеутерококк, аралия, лимонник, актинидия, мичуринский боярышник, - продолжает экскурсию по участку Людмила Волокитина. – Всего у нас восемь гектар. При Мичурине было 12, но туда входили берега реки, овраги и ручьи. За всем хозяйством ухаживаю я вместе с двумя другими женщинами. Вот этому дубу, еще помнящему прежнего владельца, больше 140 лет, у дерева можно попросить помощи, оно помогает. Нужно прикоснуться к стволу спиной и рассказать о сокровенном, о чем мечтаешь, или, что больше всего беспокоит.

Не меньше, чем сад, интересен и мичуринский дом – довольно скромный по размеру, без излишеств, но вычурность его владельцу также была несвойственна. Первые два сезона с момента покупки земли Мичурины вовсе жили в самодельном шалаше.

музей Ивана Мичурина

Рабочий стол биолога

Домик с цокольным этажом и деревянной верандой Иван Мичурин проектировал сам. Внутри все так же, как было при нем: мебель, инструменты, книги, пианино, фотографии остались на своих местах, а все часы показывают половину десятого утра - час, когда мастера не стало. Произошло это 7 июня 1935 года.

Тесные коридорчики связывают несколько проходных комнат. Исключением является маленькая спальня с простой железной кроватью, портретами его и жены Александры на комоде. Ночному сну ученый при его строгом распорядке дня уделял всего пять часов, поэтому кабинет и зал в южной части дома больше использовались в повседневных трудах. Здесь Мичурин столовался и принимал многочисленных гостей, изучал иностранную периодику и проводил опыты с семенами, вытачивал из металла детали на станках и чинил приборы – перебирать часовые и прочие механизмы ему доставляло огромное удовольствие на протяжении всей жизни. Он к тому же смастерил ручной секатор, окулировочную машинку для прививки одиночной почкой и гайсфусс - садовое долото.

Среди его «несадовых» изобретений числятся оригинальный курительный прибор, машинки для резки и набивки табака. Для курильщиков Мичурин сделал даже больше – вывел такие сорта махорки, которые при меньшем содержании никотина раньше вызревали. Скрещение раннего болгарского табака с индонезийской мелколистной Суматрой позволило получить образец, пригодный даже для Урала.

музей Ивана Мичурина

Людмила Волокитина работает в доме-музее Мичурина уже 45 лет

Родина лучших яблок

Людмила Волокитина работает в доме-музее Мичурина уже 45 лет и лично была знакома со многими потомками именитого селекционера. Когда тамбовчанка пришла сюда в 1974 году, сельскохозяйственный институт, к которому относился садовый питомник, возглавлял правнук Ивана Владимировича по материнской линии - Геннадий Курсаков.

- У Мичурина было двое детей, старшая Мария и Николай, - рассказывает наша провожатая. - Сын работал инженером, любви к земле у него так и не появилось. Умер в 1946 году, когда ему было 72. И у него было три дочери, поэтому фамилия Мичурина не сохранилась. С тремя мичуринскими внучками я была знакома. Зоя Николаевна жила неподалеку, умерла в 1978 году. Никакого отношения к растениям и земле тоже не имела. Галина Николаевна вышла замуж за друга космонавта Владимира Шаталова. У них остался сын, живущий в Москве и работающий инженером на одном из заводов. Приглашала его несколько раз – не приезжает. У дочери Мичурина Марии Ивановны было пять детей. Два сына погибли в Гражданскую войну, три дочери жили в нашем городе. Вот как раз сын одной из них и стал профессором, доктором наук, возглавлял научное учреждение, созданное его прадедом. И у самого Курсакова сын преподавал в этом же институте.

Пусть и не все потомки Ивана Мичурина находят время посетить родовое гнездо, нам-то с вами здесь побывать определенно стоит. Хотя бы ради того, чтобы попробовать те самые мичуринские сорта там, где они появились благодаря смекалке и таланту русского биолога.

- Что характерно для мичуринских сортов яблок, у них тоненькая шкурочка, - смакует Людмила Васильевна. - Все сорта друг от друга отличаются не только размером плода и окрасом, но самое главное – вкусовыми качествами. Этого ни за какие деньги не купишь – чувство, которое у вас останется после того, как попробуете яблочко именно там, где жил этот замечательный человек, который столь много сделал для науки всего мира.

музей Ивана Мичурина

Личные вещи именитого ученого

фотографии автора