Дрался в Японии, но креветок пожалел

Июнь 2013

Бывший врач, а ныне президент и главный тренер федерации Томики Айкидо в Курске Алексей Щепихин учит мыслить позитивно. Это и самому помогает побеждать на татами и в жизни. Весной 40-летний спортсмен побывал на родине айкидо – в Японии, где повысил свою квалификацию до 5-го дана, на сегодня самого высокого для России. Но главным было другое – все три заграничных вояжа он пытался понять, какие они, японцы...

цветение сакуры

«Ничего сказочного из того, что ты себе представлял, в этой стране нет, а все равно постоянно чему-то удивляешься...» – размышляет Алексей.

Не устают улыбаться

Первая поездка была в 2004-м – чистая удача, даже мистика. Алексей Щепихин имел стабильную работу в больнице, экспериментировал с нетрадиционными методами лечения, и вдруг, пойдя наперекор близким, решил все бросить, посвятить жизнь спорту. Оставшись «на нуле», неожиданно получил приглашение с далеких островов, все дорожные расходы японская ассоциация Томики Айкидо взяла на себя. Это ли не знак, что сделан верный выбор?

С первого же дня знакомства Япония расплылась в улыбке и отвесила новоприбывшему глубокий поклон. Ступив в императорские владения, Щепихин почувствовал – даже девушка, говорящая по громкой связи в токийском аэропорту, улыбается не в пример насупленному Шереметьево. Везде – и в продуктовом магазине, и на улице – незнакомые люди пытались раскланяться. Стоять как столб казалось просто высокомерно, гость следовал их примеру и привычка быстро прижилась.

Едят живых креветок

После тренировок в додзе, скорее похожих на храмы, чем на спортзалы, сэнсэи учили борца делать рисовые лепешки. Для «омотей» использовали особый вид риса, предварительно сваренный. «Один человек плющит зерна молотом в специальной каменной ступе, его помощник смачивает массу водой и помешивает. Остается завернуть в лепешку какую-нибудь начинку и блюдо готово, – делится рецептом Алексей. – Вообще, рис в Японии вместо хлеба. Из него делают даже конфеты».

Гастрономическая тема ему оказалась близка – истому вегетарианцу как нельзя лучше подходило меню из морепродуктов и овощей, которым чаще всего «грешат» японцы. Однажды, правда, ужин буквально убежал от зазевавшегося посетителя ресторана – подали живых креветок, но Щепихин проникся жалостью и умерщвлять их не стал.

Любят водные процедуры

Вода в Японии – удовольствие не из дешевых, поэтому ванну набирают одну на всю семью и нежатся по очереди. Сначала отец, после мать и детишки. Щепихина как почетного гостя пропускали вперед всех. Но прежде чем погрузиться в «офуро», каждый должен ополоснуться под душем – это правило. В стране популярны и общественные купальни наподобие джакузи – дань «горячему источнику» каждый порядочный японец отдает по меньшей мере раз в неделю, а вот попариться по-настоящему приходилось немногим.

«Когда японцы впервые приехали в Россию и попали в русскую баню, они даже запаниковали: «Дусно!» – смеется Алексей. – Но потом по ним хорошенько прошлись веником, окунули в бадью с холодной водой. Вошли во вкус! А когда еще и напоили хлебным квасом, дали грибочков и соленых огурчиков, да прокатили на тройке, они сказали, что это сказка, и в нашей стране им нравится больше, чем где бы то ни было, а мастера айкидо поездили по миру».

Раскрасневшиеся самураи сделали тогда важное наблюдение – японец по духу сродни русскому. Этой дружбе положили начало два человека – Кенши Уно и Игорь Дмитриев, которых Щепихин считает своими наставниками. У Дмитриева занимался, еще будучи студентом медуниверситета, а с японцем познакомился вслед за тренером. В 1997 году пожилой Кеншо Уно, вице-президент японской ассоциации Томики Айкидо решил красиво уйти из спорта. Продав дом, он устроил грандиозный по размаху международный чемпионат в Имабари. Дмитриев наскреб денег на билет в Японию, но жить было негде. Его приютил организатор турнира Кенши, который в итоге не оставил единоборства и сегодня является вторым по значимости человеком после дочери покойного основателя Кэндзи Томики. Они подружились. Через год японец прибыл в Курск. Первый раз с опаской (боялся, КГБ назад не выпустит), но с каждым следующим все смелее. Гостям из Японии нравилось, что их селят не в гостинице, а позволяют жить в семьях. Для них это дорогого стоит. Поэтому и наших в Японии встречают не менее радушно.

Роют яму под столом

В общей сложности Щепихин провел в Японии полтора месяца. Жил в доме сэнсея Кенши Уно в городе Имабари на острове Шикоку – 500 километров от японской столицы, а этой весной и в Токио. Аристократическая семья Уно сохранила устои старой империи, что особенно заметно в отношении к женщине.

«Она не должна садиться, пока ест гость: ходит, убирает посуду, подливает чай – вспоминает Алексей. – Я думал, это неуважение, но потом понял, жена для Кенши значит все. Поэтому он сильно переживал ее кончину. Чтобы поддержать его в этот трудный период, я и решился на мартовскую поездку». В Токио же многие женщины сидели за столом вместе с мужчинами и вели себя свободно, как европейки. И все же в Японии им отведена роль домохозяек и хранительниц очага.

В остальном нравы как нравы. К японскому быту привыкнуть оказалось нетрудно, разве что от долгого сидения на циновке в позе лотоса начинали затекать конечности. Но трапезничать в семье Уно иначе было невозможно, стол находится почти вровень с полом. В некоторых домах предприимчивые японцы под столом делают яму с подогревом, куда можно спрятать ноги. Щепихин-сан новшество оценил.

Перевоплощаются в тигра

То, что простой с виду японец в мятой рубахе может оказаться мэром города – сущий пустяк по сравнению с иными перевоплощениями. «Был курьезный случай, мы вышли погулять и немножко заблудились, – вспоминает спортсмен. – Спросили дедушку, сгорбленного, плохо одетого, и вообще какого-то потрепанного. Он сносно объяснил на английском, как пройти к дому Уно. Сэнсэй сказал, что мы наткнулись на тренера, держателя школы Кендо. Думали, шутка. Как же удивились на следующий день, встретив этого старика на тренировке! В доспехах и с мечом, спина прямая, двигался, как молодой тигр. Когда самурай огласил зал победным криком – это нас просто добило!»

Щепихин провел несколько обучающих тренировок для японских борцов из университета Васедо и успешно сдал экзамен на 5-й дан. Зарубежным мастерам показался интересным его опыт обучения детей посредством игры – в Японии Томики Айкидо только начинает снижать возрастную границу для спортсменов.

Боготворят сакуру и велосипед

Алексей погрузился в жизнь Страны восходящего солнца в самый прекрасный ее период – цвела сакура, и вся Япония превратилась в сплошной белый ковер из лепестков вишни. Культовым деревом засажены все без исключения города. Прошлые поездки Щепихина пришлись на осень, запомнившись по-яблочному хрустящей хурмой и сочными мандаринами, растущими прямо в парках. Озера полны золотых карпов, можно встретить оленя и даже покормить с рук. Всюду снуют велосипедисты – экологическим транспортом давно обзавелся каждый японец. Этой «деревенской» жизни больших городов противостоят метро, небоскребы, скоростные поезда, «Небесное Дерево» Токио – телебашня высотой 630 метров, так впечатлившая Алексея Щепихина. И это тоже Япония.