Учитель играет в войну

Март 2015

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне изобретатель Сергей Здоровцов вспоминает, как создавал настольную игру по мотивам одного из решающих ее сражений – Курской битвы.

Курская битва игра

Увлеченная натура

Здоровцов по натуре очень увлеченный человек. Окончил Одесское мореходное училище – работал механиком в порту Новороссийска. Отучился на геофаке курского пединститута – шесть лет трудился лаборантом на кафедре. Осваивая байдарку, прошел по рекам Сейм и Десна от Курска до украинского Чернигова за три недели, преодолев на веслах 650 километров. Издавал журнал в Архангельске, с головой уходил в педагогическую работу – руководил кружком в Курском центре детского и юношеского туризма.

Сегодня Сергей занимается стрельбой из лука, фотографирует и... как много лет назад – изобретает. Он разработал более 500 интеллектуальных и развлекательных настольных игр, из них 26 выпущены известными издательствами и распространены по всей стране. Особое место среди них занимает военная стратегия «Курская битва», разошедшаяся тиражом 5000 экземпляров.

Военная история интересовала Сергея с юности. «Мой дед – танкист, участник Курской битвы, не любил вспоминать о войне, – говорит Здоровцов. – Но в домашней библиотеке хранилось много исторической литературы, военных мемуаров, справочников по тактике, отдельным видам войск. Поэтому, когда в 1978-м на выпускном экзамене в школе попался билет о танковом сражении под Прохоровкой, ответить мне не составило большой сложности».

Настольная игра для воспитания патриотизма

Спустя много лет Сергей разыграл свою «Курскую битву». «Идея создания такой настольной игры пришла, когда я увидел на стене железнодорожного вокзала Курска барельеф с изображением карты этого легендарного сражения, – вспоминает он. – Чтобы добиться максимальной исторической точности, пришлось изучить немало книг, архивных материалов – с этим помогли сотрудники нашего краеведческого музея и краевед Алексей Макарский. В расположении немецких частей разобраться оказалось проще, оно подробно описано. Что касается советских войск, по разным источникам одна и та же дивизия могла находиться и в одном корпусе, и в другом, либо вообще относиться к резерву».

На разработку игры ушло больше полугода. Теперь изобретатель мечтает создать в Курске патриотический клуб для школьников и студентов, где они в игровой форме смогли бы развивать тактическое и стратегическое мышление. А главное – нашли бы лучшую альтернативу онлайн-играм и «неживому» общению с монитором компьютера.

Населенные пункты, реки, леса, овраги и холмистые участки, обозначенные на игровом поле, точно передают реальную географию местности на Огненной дуге. Вдоль линии фронта расставляются корпуса, которые потом складываются в армию: в распоряжении игроков все воинские соединения, задействованные летом 1943 года. Остается предугадать действия противника, не забывая о возможности внезапных вражеских авианалетов, действии разведки и незаметном передвижении резервов. Каждый ход может занимать до 40 минут, потому что цена предельно высока – победа или проигрыш не только в битве, но и во всей войне. Как пошла бы история, если поставить фишку на другую клетку?..