Соло для королей

Сентябрь 2013

В жизни у него есть все – семья, любимая работа, общественное признание. То, что одни приписывают везению, Сергей Проскурин называет трудом. Создатель Русского камерного оркестра, дирижер, профессор, он, как никто другой, знает: став однажды на тропу музыки, с нее не свернешь.

дирижер Сергей Проскурин

Прогулки в лесу

Воскресенье. Как он ждал этого дня! Должно быть, старая привычка, оставшаяся со студенчества, когда ежедневных 6-часовых репетиций в саратовской консерватории казалось мало. Не было большего счастья, чем, отгородившись от всего мира, целый день играть на трубе. И сегодня все, как тогда, он открывает старый потертый футляр...

Здесь живет музыка, здесь живет музыкант. Дома у Сергея Проскурина легкий беспорядок, точно у художника: инструменты, ноты вперемешку с виниловыми пластинками, которые он собирал с самого детства. Ламповая радиола, 314-й «Рекорд», точно такая стояла в родительском доме – ей в комнате уделено самое почетное место. Вместо медалей, наград и грамот, которых у Сергея Георгиевича хоть отбавляй, на стенах висят фото его детей. Вот и они сами, не хватает только старшего, Дима работает в Стокгольме. Даниил с Ариной листают учебники – завтра в школу, а 8-летний Филипп подходит к отцу – гулять. Что делать, пошли!

Они любят выезжать за город в сосновый бор. Захватили фотоаппарат, вдруг какой зверек в кадр попадет, Проскурин в этом деле кое-что смыслит. Филипп карабкается по бревнам – папа только успевай поддерживать. Для кого-то Проскурин – наставник, педагог и дирижер с мировым именем, для него – просто папа. И не трогает его, что приезжая в Гонконг, музыкант по-приятельски болтает с Джеки Чаном, а в Швеции – с Бенни Андерсоном из «АВВА», что мастерству отца аплодировали королева Дании Маргрете II и шведский король Карл XVI... Он карабкается вверх и не боится упасть, потому что чувствует отцовскую руку.

Они вместе отдыхают, музицируют и также всей гурьбой ходят в спортзал постигать восточные единоборства. У Сергея Георгиевича дружная и, чему он теперь придает особое значение, большая семья – у него самого не было родных братьев и сестер...

Первые аккорды

Старый Оскол 1960-го. Сереже три года. Папа решил, такому солидному парню не пристало и дальше трясти погремушками, достал балалайку, начал учить играть. Георгий Тимофеевич не имел музыкального образования, работал электриком на заводе, но по части баяна или аккордеона ему не было равных. Мама Полина Тимофеевна – учительница начальных классов, тоже знала толк в музыке. «Как-то попробовали исполнить что-нибудь втроем: родители на гитаре и домре, я, как мог, на балалайке, – вспоминает курянин. – И это была фантастическая радость! В тот момент я, наверное, и полюбил музыку».

Однако это вовсе не значило, что он любил ею заниматься. Наоборот, тянуло во двор гонять мяч, куда угодно, только не за нотную грамоту. Но настал тот день, когда для подвижного 6-летнего пацана свет померк – его отдали в «музыкалку»... Впрочем, он быстро вошел во вкус и в музучилище уже поступал осознанно. Появились друзья, которым за счастье порассуждать об искусстве. За высокими беседами и сами не заметили, как родился мальчишеский бэнд. В неполные 14 лет Сергей играл на клавишах и гитаре. И хотя на выпускных вечерах и танцплощадках, куда их звали выступить, чаще звучали «Beatles» и «Rolling Stones», классическую музыку не оставлял. Ее он всегда считал вечной, благосклонно относясь и ко всем остальным жанрам, в том числе современным. «Не музыка достойна или посредственна, а то, как ее исполняют, – поясняет Проскурин. – Также как не бывает плохой или хорошей национальности, есть человек плохой или хороший».

дирижер Сергей Проскурин

За «железным занавесом»

Проскурину было 20 с небольшим, когда он, выиграв конкурс, отправился на свои первые гастроли, и не куда-нибудь, а в Японию. Был 1978 год, брежневский «застой», очереди в магазинах. А пятикурсник консерватории Саратова в гостинице на Гинзе, главной улице Токио, его знакомят с древними парками в Киото, он дает 35 концертов! Молодой трубач проехал страну с юга на север, соприкоснувшись с необыкновенной культурой, о которой советские граждане что-то знали только из «Ветки сакуры», нашумевшего на весь Союз рассказа Овчинникова в «Роман-газете».

Домой он вернулся другим человеком. И продолжил расширять горизонты, снова и снова оказываясь по ту сторону «железного занавеса». Его пригласили выступить в Германии, затем во Франции. Потом все затихло. После армии, где два года он играл в военном оркестре, в Кишиневе Проскурин основал кафедру эстрадно-джазовой музыки, создал первый в Молдавской ССР брасс-квинтет. Будучи первым трубачом национального симфонического оркестра оперы, начал пробовать дирижировать в Театре Чехова. В перестройку уехал в Европу и задержался там на долгих 20 лет.

Возвращение в Россию

Он преподавал, возглавлял кафедру духовых инструментов в государственной консерватории Швеции и класс трубы в Королевской Академии музыки Копенгагена, стажировался в Лондоне и Нью-Йорке, учился у лучших профессоров по дирижированию и трубе, объездил с концертами десятки стран... Но в один момент решил все бросить и вернулся домой в Россию.

Хотелось только одного – быть ближе к пожилым родителям. Сказались болезни – на протяжении года обоих не стало. А Сергея больше не тянуло за границу, он понял, что на родине нужен больше. Азы музыки он познал не в Европе и не в Америке, а здесь, в провинции... Настал его черед передавать знания молодым. Он написал в Швецию, что не вернется. Никто не верил, отговаривали, ждали обратно. Даже спустя годы заслуги маэстро не забудут за рубежом: будут приглашать читать лекции и давать мастер-классы, но новый российский период творчества, обостренный болью недавней утраты, стал едва ли не самым трудным в жизни – дома все пришлось начинать с нуля.

В Курске он нашел единомышленников, талантливых музыкантов, которые хотели и могли общими усилиями создать нечто стоящее. В 2001 году появился Русский камерный оркестр. «Домом» нового коллектива стал Курский госуниверситет, а возглавил его... конечно же, Проскурин.

12 лет в Курске – немалый срок, учитывая, что раньше за это время он успевал пожить в десяти местах. Но менять его не собирается, да и этот город уже невозможно представить без Сергея Проскурина и его оркестра. У многих курян 4 октября в календаре обведено красным – начинается новый концертный сезон.

Даже когда что-то не получается, музыкант не теряет оптимизма. «У меня каждый день как праздник, – говорит Сергей Георгиевич. – Мы ставим новые цели, что-то придумываем, вместе радуемся успехам студентов. Начинаешь скучать, значит, диск надо записывать. Надоело это, давайте книги писать, фестиваль организовывать или поедем в Москву с концертами! Всегда находится что-то впереди, что движет».

Сергей Проскурин и Сергей Михалков

Музыкант Сергей Проскурин и кинорежиссер Никита Михалков

фотографии из архива Сергея Проскурина