«Навстречу книге» с Сергеем Шаргуновым

Ноябрь 2014

В рамках межрегионального марафона «Навстречу книге» в Рыльске и Льгове прошли встречи с известным российским писателем и журналистом Сергеем Шаргуновым.

Сергей Шаргунов

Один из самых читаемых молодых российских авторов родился 12 мая 1980 года в семье известного богослова и проповедника Александра Шаргунова. В 19 лет, будучи студентом факультета международной журналистики МГУ, Сергей начал активную творческую деятельность – публиковался в «Новом мире» и других литературных журналах. Стал лауреатом независимой премии «Дебют» за повесть «Малыш наказан», государственной премии Москвы в области литературы и искусства, итальянской премии «Arcobaleno» и дважды финалистом «Национального бестселлера». Параллельно с работой в «Независимой газете», где Шаргунов вел полосу, посвященную молодым писателям, он выпустил несколько книг, одну из них на итальянском языке, в 2004-м баллотировался в Госдуму от партии «Справедливая Россия». Сегодня Сергей – обозреватель нескольких федеральных радиостанций и печатных изданий, главный редактор интернет-портала «Свободная пресса».

Перо на острие времени

В Курск 35-летний писатель приехал с другом и коллегой по перу Захаром Прилепиным, но в отличие от него отправился за город. Читателей рыльской и льговской межпоселенческих библиотек Сергей познакомил со своим новым романом «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома», повествующем об Октябрьском восстании 1993 года и расстреле Белого дома в Москве.

Героем книги стал рядовой электронщик – автор не скрывает тягу к простому народу. «В какой-то момент из литературы пропали обычные люди: учителя, инженеры, врачи – их почти нет в современной прозе, – считает писатель. – Мне интересны «живые» персонажи, их чистый, где-то народный русский язык: как, например, говорит бабушка в глухой деревне... Поэтому стараюсь больше бывать в разных местах, общаться с людьми».

Поиски новых характеров завели Шаргунова даже на войну. Он не смог остаться в стороне от событий на Донбассе и несколько раз ездил в Донецк, встречался с ополченцами. Сергей стал очевидцем не просто внешней борьбы, но и внутренней перестройки человека. Он наблюдал, как вчерашний шахтер вместо кирки берет в руки автомат, а одесский сталевар, оставив дома новорожденного внука, отправляется в пекло под пули украинских националистов, как детская писательница становится командиром разведки танкового батальона, и добрые сказки, которыми она воспитывала маленьких читателей, на время перестают для нее существовать. «Литература обязана рассказать об этом, – убежден Сергей Шаргунов. – К вопросу о будущем Новороссии. Мне кажется, что в условиях, когда страну разрывают на части желание Киева интегрироваться в Европу, тяготение уязвленной Западной Украины к бандеровщине и стремление Востока сблизиться с Россией, Донецк и Луганск все же отвоюют право на независимость и добьются социальной справедливости, хотя это тернистый путь. Есть еще один аспект – гуманитарная катастрофа...»

«Толстые» журналы похудеют от книг

Шаргунов рассказал о своем восхищении прозой Ивана Бунина и работе над биографической книгой, посвященной Валентину Катаеву. А еще, будучи отцом 8-летнего сына, поделился опытом, как сделать чтение семейным достоянием и привить этот интерес ребенку. «Надо, чтобы книги обступали с детства, стояли в каждой комнате, – говорит он. – В них должен быть запах ветхости, древности, пускай одна страница надорвана, а где-то завалялся смородиновый листок – тем лучше».

Гость не сильно удивился, узнав, что новые книги редко доходят в районные библиотеки, похожая картина по всей стране. «Получается, единственным окошком в литературный мир для региональных библиотек сегодня являются «толстые» литературные журналы, – заметил он. – А ведь в Москве бытует мнение, что на них давно пора махнуть рукой, если так просто сразу отнести текст в любое издание. Это, конечно, неправильно».

Куряне подготовили для Сергея сюрприз – посещение музеев поэта Николая Асеева и детского писателя Аркадия Гайдара в городе Льгове, а также усадьбы Марьино под Рыльском. Больше всего Шаргунова поразило то, что княжеский дворец, находящийся вдали от областного центра, не разрушен и не запущен. Литератор задержался в одном из дворцовых залов, любуясь видом на пруд из окна. «Здесь, должно быть, хорошо писать романы, – замечтался он. – Может, как-нибудь вернусь сюда ради этого». Писатель был немного простужен из-за постоянных переездов, но, несмотря на крепчавший мороз и снег, не отказался от прогулки по усадебному парку.