«Курск» – имя на борту

Август 2014

«Имена кораблей, как и имена людей, не бывают случайными» – писал Олег Голеусов, капитан 1-го ранга в отставке. Свое исследование он посвятил судам, названным в честь его родного города. К сожалению, Олег Борисович ушел из жизни раньше, чем окончил эту работу, последние страницы книги «Имя на борту» дописывали его товарищи. В литературном музее прошла презентация издания.

корабль Курск

В память о капитане

«Это первая подобная работа в Курске, – отмечает директор музея Валентина Григоржевич. – Олег Борисович три года подряд на День военно-морского флота проводил в нашем музее тематические встречи со студентами и школьниками. Всегда сосредоточенный, для него было очень волнительно – сохранить память о курских моряках. Этому он посвятил себя до конца».

Уроженец Курска Олег Голеусов окончил Севастопольское высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию имени Кузнецова. Во время Карибского кризиса в 1962–1963 годах выполнял интернациональный долг на Кубе, позже работал старшим преподавателем в морском училище и заведовал кафедрой в минском вузе. Вернувшись на малую Родину, Голеусов образовал Курскую городскую общественную организацию поддержки флота «Кают-компания», руководителем которой являлся 13 лет.

При жизни Голеусов выпустил несколько книг, в том числе пособия по практической аэродинамике и аэродинамике крылатых ракет. Особого внимания заслуживают работы, посвященные курским морякам: «Синекрестье над Курском», «Куряне – адмиралы и генералы ВМФ» и документальный сборник «Служение курян русскому флоту», изданный в 2005 году к столетию подвига миноносца «Стерегущий» и Русско-Японской войны. Автор не успел дописать новую книгу – о кораблях, носящих имя его города, он умер внезапно именно в День ВМФ 28 июля 2013 года. Начатую им работу завершили друзья, книга «Имя на борту» вышла перед днем рождения Голеусова – 25 июля ветерану исполнилось бы 77 лет.

«Когда мы взяли рукопись на доработку, не хватало кое-каких фотографий, – говорит старший мичман Казимир Хоткевич. – Нашли сведения о еще одном корабле, носившим имя «Курск». Их до этого было 11. Хотелось бы верить, что настоящее издание – лишь отправная точка для будущих исследователей, которые захотят расширить его более подробными материалами».

Пароход из легенды

У каждого «Курска» своя судьба, своя жизнь – у кого долгая, у кого короткая. Олег Голеусов рассказывает о кораблях различных классов и назначения, морских и речных, гражданских и военных.

Путь товарно–пассажирского парохода «Курск» начался в феврале 1911 года в Англии, где недостроенное судно Россия приобрела у фирмы-строителя за 66500 фунтов стерлинга, собранные жителями Курской губернии. Предназначался купленный пароход для усиления транспортных средств на маршруте «Одесса – Владивосток». Помимо ничем не примечательных рейсов с хозяйственными грузами, «Курск» ходил в пылающую гражданской войной Испанию, уцелел под бомбежками фашисткой авиации в годы Великой Отечественной войны. А однажды на его борту приключилась «кошачья история», очень популярная на флоте.

Ее рассказал автору писатель Илья Варшавский: «Капитан «Курска» с детства терпеть не мог кошек. И когда камбузнику пришло в голову притащить на судно кошку, капитан отправил ее за борт. Несчастное животное каким-то чудом выбралось из воды и очутилось опять на пароходе. На этот раз она проникла в каюту капитана в его отсутствие и прошлась лапами, перемазанными в мазуте, по какому-то важному документу, лежавшему на столе. Погрузка закончилась, нужно было выходить в море. Однако капитан не мог мириться с присутствием животного на борту. Он сказал, что всем подвахтенным вменяется в обязанность ловить кошку до тех пор, пока она не будет на его глазах брошена в море. 14 суток продолжался этот рейс и 14 дней и ночей пять мужчин охотились за одной кошкой».

Мурка же проявляла чудеса изобретательности, никто не знал, где она прячется. Как-то ночью ее обнаружили на клотике и вахтенный штурман выстрелил в нее из ракетницы. Он бы наверняка сбил ее вторым выстрелом, но с идущего поблизости итальянского судна запросили, какую помощь они могут оказать терпящему бедствие пароходу.

Позже выяснилось, что никакой кошки на корабле и не было. Камбузник сам видел, как она в последний момент перед отходом сошла на берег, но никому об этом не сказал, так как не хотел лишать себя столь великолепного зрелища как охота на несуществующую кошку.

«Курск» был выведен из эксплуатации в 1953 году и служил мишенью на полигоне под Феодосией при испытаниях крылатой ракеты «Щука Л». А вот другой пароход, тезка древнего города, когда подошел к концу срок службы в 1939-м, просто разделали на металлолом. Трехпалубный двухтрубный красавец, спущенный на воду в Глазго в 1910 году, принадлежал первой в России трансатлантической судоходной компании. «Курск» был оснащен беспроволочным телеграфом (ноу-хау того времени), перевозил эмигрантов, курсируя между Либавой и Нью-Йорком. Время в пути составляло 12–14 дней.

В датском пароходном обществе тоже был свой «Курск». Этот грузопассажирский пароход затонул в августе 1912 года в Немецком (ныне Северном) море. На его борту находился французский памятник, который должен был быть воздвигнут на Бородинском поле у Шевардинского редута, вблизи памятника погибшим чинам лейб-гвардии Измайловского полка. В 2001 году российские дайвингисты нашли «Курск» на глубине 30 метров. Памятник сохранился хорошо.

Чей буксир сильнее

Волжская флотилия сыграла важную роль в Великой Отечественной войне, особенно в битве за Сталинград. 5 апреля 1943 года начали протраливать главный фарватер реки от Замьян до Саратова, чтобы обнаружить и уничтожить мины. В число мобилизованных судов попал речной колесный буксирный пароход «Курск».

После войны в 1951-м на Волге появился еще один «Курск» – речной теплоход серии «Большая Волга», самой успешной и массовой в СССР в своем классе. Примерно в то же время в Московском речном порту получил прописку пароход «Курск» Киевского завода «Ленинская Кузница», предназначенный для буксировки несамоходных судов и плотов.

Интересный случай 70-х годов вспоминают старожилы Дунайского речного пароходства Украины. Ожидая окончания ледохода в порту Браила, капитаны советского буксира «Курск» и румынского «Вашкапа», одного класса по мощности, пили вместе и заспорили, чей буксир сильнее. Иного способа разрешить спор, втянутыми в который оказались команды обоих судов, не нашли – стали проверять на практике. Вышли на чистую воду, подали с одного буксирного гака на другой короткий трос и по сигналу зрителей с берега начали перетягивание. Трос лопнул и буксиры выскочили на берег. Капитанов после этого, конечно, сняли с работы...

С 1984 года моря и океаны бороздит числящийся за Рижским морским портом рефрижератор-банановоз «Курск». Маршруты его рейсов пролегают практически по всему миру – Бразилия, Куба, Карибы, Никарагуа, Германия, Нидерланды. В плаваниях экипажу приходилось попадать в опасные ситуации, вплоть до встреч с пиратами, что не редкость около Филиппин, Малайзии, в морях Дальнего Востока. А однажды в Аргентине «Курску» буксиром пробили борт, образовалась большая пробоина, через которую во внутренние помещения хлынула вода. Усилиями членов экипажа удалось наложить на пробоину пластырь, а затем отремонтировать в заводских условиях. «Курск» достиг уже солидного возраста, но продолжает добросовестно нести морскую вахту.

Попутного ветра можно пожелать и «Ковровцу», морскому тральщику, базирующемуся сегодня в Севастополе. В течение десяти лет он носил имя «Курский комсомолец». Отдельная глава в книге Голеусова посвящена танкеру «Курск» и печально известной атомной подводной лодке, затонувшей в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Трагедия ее экипажа потрясла весь мир.