Один день с сельским почтальоном

Апрель 2014

Герои серии, представители самых разных профессий, рассказывают об особенностях работы, ставшей для них призванием. Этот день проведем с Ниной Еськовой, почтальоном села Рудавец Обоянского района Курской области.

почтальон

Одиноко протянулась по селу асфальтовая дорога – улица Молодежная. Название осталось с лучших времен, теперь тут в основном одни старики. Замок, появившийся на дверях школы четыре года назад, продолжает висеть, а детвору, 20 с лишком ребят, возят учиться в соседний поселок Рудавский. Тщетно всматриваюсь в здания, хотя бы отдаленно напоминающие почтовое отделение: медпункт, Дом Культуры, сельпо... Асфальт кончился. «Вон поворотите, а там ужо пешком - проинструктировал по пути колоритный дедушка, напоследок растянувшись в беззубой улыбке. - Не в кедиках хоть прибыли, городские?»

Больше чем Почта

«306 246» – для 430 жителей села Рудавец шифр хорошо знакомый, почти магический – их почтовый индекс. Почта здесь больше чем почта. Она еще бюро информации, переговорный пункт, собес, центр мироздания и всего-всего, хоть и не пробраться сюда без резиновых сапог. По крайней мере, в тот день, когда приехали мы, дорогу развезло не на шутку. А сколько их в году, сухих деньков, никто не ответит, даже Нина Еськова, которая строго пять раз в неделю на протяжении последних 17 лет разносит по сельской глубинке почту.

В полдень она уже сидела на своем рабочем месте, заполняла «ходовик»: это вроде маршрутного листа с указанием всех адресатов. Рядом, за компьютером сводила отчетность молодая девушка Алена, замещающая начальника отделения. Пришла Татьяна, второй почтальон. Три человека – вот и все сотрудники «306 246». Ждали из райцентра машину с корреспонденцией.

УАЗ буханка

Во дворе весело заурчала васильковая «буханка» и звучно, по-уазовски, скрипнула тормозами. До «перестройки» почту в село привозил на лошади дед Поня, но вот уже четверть века, как обязанность эту взял на себя водитель Юрий Анненков. «Моя пятая машина, четыре года на ней – с гордостью похлопал он по отдраенному до блеска кузову. - Мне еще в училище синий цвет почтовых автомобилей примелькался. Тогда и решил – после армии пойду сюда водителем. В этом году будет 25 лет как работаю!»

Выгрузили несколько увесистых коробов. «Неужели посылки?» - удивляюсь. Оказалось – хлеб. Почтовый прилавок укомплектован продовольственными и промышленными товарами не хуже иного магазина.

Сегодня пятница, одна из самых загруженных смен – приходит «районка». Сортировка не заняла много времени. Сумка Еськовой потянула на 4,5 кг. Итак, нам нужно доставить 56 экземпляров «Обоянской газеты» и два письма.

почтальон

Заповедная даль

Рудавец – село с более чем трехвековой историей, где причудливые названия улиц вроде Гуровки, Калиновки, Рожка и Колбасовки перемежаются с природными красотами, до каких Швейцарии расти и расти. Не беда даже, что грязи по колено, когда это чистый чернозем. «Вчера под горку поскользнулась, выпачкалась, да еще и промокла, - говорит Нина. Улыбается, все-таки большой оптимист.

При такой работе надо быть готовой ко всему. Нас облаяли первые собаки, самая злая Жучка, высунувшись из-под калитки, едва не оттяпала почтальонский сапог. То есть все шло как надо и, более того, – погода нам благоволила: на солнце заискрился пруд. Живописный водоем местные прозвали Цыгарихой. По деревянному мостку, кратчайшему пути в соседнее село, шел рыжий мальчишка, на тонком льду рыбачил мужичок.

Навстречу нам поднялась старушка. Почтальон, передавая ей газету, поинтересовалась: «Не приходила больше лиса в гости?». «Нет пока, каравулю (авт. ей богу, так и сказала - «каравулю») - ответила, а мне пояснила. - Часто ходют лисы, половину курей обнесли».

почтальон

То что дикие животные могут запросто сунутся к людям, никого здесь не удивляет. «Кабаны сейчас ушли, - констатировала Еськова. - Зато несколько месяцев назад мой муж Юра повстречал у пруда косулю. А сколько раз бывало, при прополке свеклы находили мы на поле маленьких зайчат. Месяца три держали дома и, выкормив, отпускали на волю».

Тропка почтальона идет с горки на горку по холмам, через заросли терна, мимо пятачка луговой земляники. Жил на улице Рожок дядя Саша, на радость всем он посадил парк из 20 деревьев: жасмин, береза, черемуха, липа, елка... Старичка не стало, сад зарос бурьяном и крапивой. И со всей дорожкой вдоль оврага происходит то же самое, природа медленно отвоевывает свое. Из 200 домов на участке Нины Ивановны жилых осталось меньше половины, но прочить селу исчезновение рано. Сельчане борятся с наступающим лесом за каждую пядь земли и настроены очень воинственно.

«Ну как тебя грабить, Нинок? - подмигнул мне седовласый человек с пилой в руках, впервые увидев почтальона с помощником. - За ружьем придется идти: одного убирать, другую грабить!» Юрий Рыженков, выйдя на пенсию, вернулся из Обояни в родительский дом. Работая трактористом, всегда помогал одиноким старушкам вскопать огород, а теперь с утра до вечера выпиливает бесхозную поросль вдоль проселочной дороги.

Российский внедорожник-почтальон

На селе к Нине Ивановне обращаются ласково, по-свойски – Ниночка. Конечно, и «почтальоном Печкиным» (персонаж произведений детского писателя Эдуарда Успенского и снятых на их основе советских мультфильмов) приходилось бывать, особенно если она на велосипеде. А детвора, еще издали завидев, кричала «Письма пришла!». Очень ждут. Если задерживается, начинают беспокоиться. Не в свежей газете дело, не в пенсии. Обмолвиться словом, поболтать на завалинке пяток минут, да попросить отнести привет соседке Маньке. Еськова с кем-то порадуется, с кем-то поплачет, и всегда выручит: подписать письмо надо или продукты купить, вкрутить лампочку, укол сделать... Даже машину толкнуть – случалось и такое: «Куда же вы, милые, в такую мокрядь ехать!» В любую погоду, и в дождь и в снег один здесь внедорожник пройдет – российский почтальон.

озеро

Она уже не представляет свою жизнь без этой работы, хотя раньше и в мыслях не было становиться почтальоном. После 8 класса окончила педучилище и пять лет проработала воспитателем в детсаду, пока его не закрыли. В 90-х ездила в Курск продавать молоко, а все тянуло в родное село – чужда городская суета. Правда, с трудоустройством здесь было неважно, единственный совхоз и тот развален. Подвернулся случай.

«Наш почтальон тетя Маруся попросила подменить ее на время отпуска, - вспоминает курянка. - Стоял август, первый рабочий день выдался очень теплым. Непривычно, и растерялась я из-за того, что не всех сельчан знала по отчеству, а тем более по фамилии. Но поняла, что это мое: общение с людьми и постоянное движение - по 10 километров каждый день наматывать, так и фитнес никакой не нужен. Когда Мария Николаевна ушла на пенсию, я за нее осталась».

Как приближается праздник, Нина Еськова все свободное время пропадает в клубе, репетирует перед концертами. Поет. Может, не выбрали бы ее лучшим российским почтальоном в 2012 году, не имей она ко всему прочему красивого голоса. Финал конкурса профмастерства проходил в Москве, вел мероприятие Андрей Малахов с Первого канала. Нужно было подготовить творческий номер, курянка выбрала песню. Как настоящий почтальон, выехала на сцену на велосипеде. Ну а поскольку она все-таки победила, то уехала оттуда на выигранном автомобиле.

Творческой жилкой Еськова обязана своим родителям Валентине и Ивану. Отец работал комбайнером, за особые заслуги в трудовой деятельности награжден орденами, стал Почетным гражданином города Обоянь. С неменьшим увлечением он участвовал в художественной самодеятельности, пел в хоре. И с пяти лет брал дочку с собой в клуб. Семья Рыженковых была еще и одной из самых читающих. «Нелегко же приходилось почтальонам моего детства, - улыбается Еськова. - Выписывали с десяток журналов».

почтальон

Там на невиданных дорожках

Очередную газету мы закинули в ... мешок от муки, висящий на заборе, с которого за нами внимательно следил огромный кот. Конспирация - так хитро замаскировать почтовый ящик. Привычка с войны, что ли? В Великую Отечественную село оккупировали немцы, сделали из конюшни госпиталь. «Представь, какие здесь шли бои в 1943-м, если мы до сих пор, копая огород, находим в земле гильзы, - заметила почтальон и вдруг остановилась, показав куда-то в сторону, - Крайний дом на Колбасовке, там Анна Никифоровна живет. Ей уже за 90. В войну пришла сюда пешком из Киева. Все удивляется, какая сейчас жизнь хорошая. Есть с чем сравнить». Не хватает только уничтоженной в лихолетье церкви, на том месте установили поклонный крест. А вера у людей крепка, едва ли не в каждом доме найдется иконка Николая Угодника и Божией Матери.

Со стороны леса внезапно налетел порыв ледяного ветра. «Непростой лес, - загадочно сказала Нина Ивановна. - «Рог» называют его у нас. Рядом был шлях, по которому, говорят, проезжала даже императрица Екатерина II. Шло много купеческих обозов и боярские кареты. Их-то и грабили живущие в лесу разбойники. Там, в глухих лесных тайниках они, согласно старой легенде, оставили награбленное ими золото. Об этом мне рассказал сосед, он с 1931 года, а тот в свою очередь узнал от своих дедов. И все они пытались найти эти сокровища».

Еще в селе когда-то жил колдун. Его немного побаивались - любое животное мог заговорить. Знахарки, народные целительницы есть в Рудавце по сей день: молитвой лечат долго незаживающие раны, выливают испуг на воск, снимают сглаз.

Какая-то невидимая магическая сила бережет русское село. Ничто не заставит во всем представительного Николая Заикина, в прошлом парторга и убежденного коммуниста, изменить старую привычку по любому поводу носить шляпу и отутюженный серый костюм. Как ничего не сможет помешать хранителю местного музея Нине Карнауховой и дальше по крупицам собирать историю Рудавца, а заодно устроить для сельчан в клубе новую встречу с их именитыми земляками - поэтом Анатолием Селивановым и художником Вячеславом Нестеровым, воспевающими малую родину в поэзии и живописи. И Георгий Полянский снова и снова будет возвращаться с пруда, единственной своей рукой прижимая к груди охапку ивняка, и вечерами плести из него корзины. А бывший колхозный агроном Алексей Ивакин построит пару-тройку новых теплиц, где будет выращивать еще больше лука, значит ему понадобится больше помощников и еще у кого-то появится работа.

В ночь перед Рождеством в каждую дверь постучится коляда и запылает соломенное чучело на Масленицу. Наш почтальон Нина Еськова и ее сыновья будут среди тех, кто по какому-то пришедшему из прошлого обычаю пустят с горы зажженные колеса. И будут старушки, сидя на завалинке, переживать, уродится ли картошка. Обязательно после уборочной страды появится повод собраться всем селом. Большой праздник. Стол на всю улицу, заставленный домашними пирогами, соленьями, холодцами, мисками с квашенной капустой. Дед Василий, кряхтя, опрокинет стакан самогона и достанет гармонь. На всю даль разольется песня, неугасающая мелодия. Здесь, в глухой курской глубинке, жива Россия.