Один день со звонарем

Апрель 2015

Герои серии, представители самых разных профессий, рассказывают об особенностях работы, ставшей для них призванием. На этот раз один день проведем со звонарем курского Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Александром Сентяем.

звонарь

Плывет над Курском звон...

Церковь, где несет послушание герой нашей публикации еще недавно была единственной в разросшемся за последние годы Северо-Западном районе Курска. Прокладываются новые улицы, строятся дома, преображается и территория храма, распахнувшего для прихожан двери 10 лет назад. С 1997-го он временно находился в здании ближайшего детсада. С тех пор заросший бурьяном пустырь, окруженный стеной панельных многоэтажек, превратился в дивный уголок с  беседками, альпийскими горками и садовыми украшениями. Весной здесь пышно цветут черешня и барбарис, а летом – розы. Бюст последнего русского царя  Николая II не случайно расположился возле поклонного креста и часовни. На этом месте, бывшем Казацком поле, в 1902 году проходили большие военные маневры, на которых присутствовал сам император.

И конечно, храмовый комплекс нельзя представить без звонницы. На рассвете она молчит. 24-летний звонарь Александр Сентяй идет по немноголюдным улицам просыпающегося города, думая, каким будет темп, ритм, духовное содержание сегодняшней колокольной композиции. Он уже знает, что должно получиться. На плечи, тут же тая, падает... снег.  А ведь 9 апреля.

В храме с шести утра полным ходом готовятся к богослужению. Скоро помещение, напитанное запахом воска и ладана, заполняют прихожане. Желающих получить причастие в Чистый четверг больше обычного, в этот день оно несет особый смысл и глубину. Верующие вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа. Страстная седмица – неделя перед Пасхой.

Три мерных удара колокольного языка о бронзовую толщу - в честь Святой Троицы: глухой, успокаивающий звон главного, 900-килограммового Благовеста возвестил о начале второй литургии. Через мгновение тишины в руках молодого мастера живо заиграли все 13 колоколов, включая самый маленький - 4-килограммовый Зазвонный. Колокола представляют особую разновидность русского музыкального искусства. 10-минутная феерия Трезвона завершилась троекратным аккордом, разнесшемся на сотни метров по проспектам Дружбы и Энтузиастов, улице Веспремской и проезду Сергеева. Крестообразная волна малинового звона, постепенно угасая, растворилась в шуме автомобилей...

Саша из семьи военнослужащих. Отец автомеханик Александр Иванович вошел в число военных специалистов, в конце 1960-х отправленных СССР помогать армии Египта в противостоянии с Израильскими Вооруженными силами. Прапорщик Сентяй также воевал в Афганистане, пять лет до вывода советских войск служил в Чехословакии. С супругой познакомился в курской бригаде химзащиты. Людмила Леонидовна, учитель немецкого языка по образованию, 15 лет была там писарем в штабе. Своего ребенка в детстве они не раз брали в часть, но армейская жизнь мальчику оказалась не по душе.

«Родители спокойно отнеслись к тому, что в старших классах я перешел в православную гимназию, а после ее окончания поступил в духовную семинарию, - говорит Александр. - Хотя в храм у нас в семье ходили редко, отношение к вере было уважительное. Как-то еще лет в 14 вдруг захотелось взять с полки Евангелие, этот момент, наверное, и стал переломным. Повлияло и то, что в роду были священнослужители. Прадед по отцу до революции состоял игуменом в Киеве-Печерской лавре. По материнской линии прабабушка Татьяна воспитывалась при монастыре, а прабабка Екатерина до глубокой старости участвовала в крестном ходе из Курска в Коренную пустынь».


Божественная мелодия

Литургия закончилась позже обычного - в полдень. До того, как давать звон на расход, Александр зашел в алтарь за благословением. «Устав требует делать это каждый раз, - позже пояснил он, занимая место на специальном пьедестале звонницы, куда сводятся растяжки от всех колоколов. - Перед самым началом читаю «Царю Небесный», и во время звона стараюсь молиться...»

Останавливались прохожие. Женщина подняла на руках малыша, чтобы детские ручонки коснулись большого колокола. Люди неспроста верят в целительную силу звона, своими вибрациями он убивает огромное количество болезнетворных бактерий. В Древней Руси во время эпидемий колокола почти не смолкали. Испытал их невидимое воздействие и Александр. Последние восемь лет, а именно столько он звонит, стал меньше болеть.

Порывами ветра по тучному небу перегоняло облака, пробивались солнечные лучи. Мы зашли погреться в просфорную. Здесь пекут круглые пшеничные хлебцы, на главном христианском обряде Евхаристии таинственно преобразующиеся в Плоть Господню. За сегодня и завтра нужно приготовить 3500 просфорок.

В окно протяжно завывало. «Погода отражается на звуке колокола, - говорит Александр, прислушиваясь, как по стеклу снова забила снежная крупа. –   Если засуха и жарко или когда в межсезонье металл покрывается наледью - получается глуховато. В дождь, снег, туман, наоборот, только тронешь язык – мелодия сама летит, акустика потрясающая, вода ведь неплохой проводник звука. Зимой звон тоже становится легким, но бить в колокол надо аккуратно, при сильном морозе он может расколоться».

За техническим состоянием колоколов следит второй звонарь. Георгий Беляев кстати оказался рядом, он помимо прочего и старший просфорник. «Где-то веревка ослабла, надо регулярно подтягивать, - замечает он, теребя подрастающую бороду. - Проверяем балки, хомута, следим, не появилась ли ржавчина. Не дай Бог провис язык – если он ударяет ниже пояса боя, появятся трещины».

До вечернего богослужения осталась пара часов. В обычный день на Александра легли бы обязанности по миссионерской работе, но сейчас появилось «окно». Идем с тележкой по супермаркету. Церковнослужитель, одетый по-мирски, разглядывает полки с творогом: «Вечером поставлю творожную пасху, с детства повелось и яйца красить, и печь куличи...»

Дорога к колоколам

«С мамой ходили иногда в Храм Иоанна Богослова, там я впервые услышал колокольный звон, - вспоминает курянин. - А спустя 10 лет поднялся на колокольню с желанием обучиться звонарному делу». Освоить колокольную грамоту юноше помогли в Знаменском соборе. Иван Колесник дал основы, научил импровизировать, не нарушая общецерковной традиции. Особенности московской, ярославской, архангельской и питерской школ звона Александр изучал уже самостоятельно в паломнических поездках. Советовался с опытными звонарями, заимствуя что-то для своих композиций. Теперь к нему самому приходят учиться.

В числе мест, где оттачивал свое мастерство Александр Сентяй, Храм Святых Царственных Страстотерпцев. Это новый приход, построенный в Курске пять лет назад. Все это время на колокольне управляется самый молодой звонарь нашего города София Маслова, сейчас ей 13 лет. Родители девочки стали главными инициаторами появления 5-купольного белоснежного исполина.

звонарь

У семиклассницы из 6-го лицея своя дорога к колоколам. «Мне нравилось слушать колокольный звон, но я не подозревала, что смогу звонить сама, - говорит она. - Когда в Курск на освещение колоколов в 2010 году приехал звонарь Владимир Петровский, он искал ученика. Я вызвалась, он ведь один из лучших в своем деле и известен далеко за пределами России. После окончила четырехлетнюю воскресную школу при нашем храме, звоню по выходным и большим праздникам. В декабре ездила выступать на фестиваль колокольного звона в Пермском крае».

...Вновь облачившись в рясу, Александр позвонил в Двои - два постовых колокола. В приходе Северо-Западного района началось вечернее богослужение, одно из самых длинных в году. Во время него читались 12 Евангелий. Каждый из отрывков, посвященных страданиям Христа, сопровождался ударом в колокол по числу чтений. Возгласы священника и диакона, торжественный шопот в толпе. Оклады икон таинственно золотятся в свете сотен свечей – после службы молящиеся понесут домой эти трепещущие в руках огоньки.

Густые сумерки наполнил божественный голос колоколов. Плотная вереница разноцветных светлячков, все более растягиваясь по неосвещенному церковному двору, потонула в блеске городских реклам и солнцах уличных фонарей. Каждый прихожанин нес горящую лампадку и внутри себя – сошедшую от колокольного звона благодать...

По старой традиции в течение недели после Пасхи колокольни всех православных храмов открыты для посещения. Любой желающий может сам позвонить в колокола.