В юбилейный год победы на Курской дуге ветеран Герман Иванович Слюсарев вспоминает, какую «пороховую бочку» представляла собой Прохоровка 70 лет назад – он разминировал легендарное поле битвы не один год. А прежде чем стать сапером, был на фронте связистом, артиллеристом. Нынешнего полковника в отставке Великая Отечественная война застала совсем юным...
Когда пришла весть о гибели отца, командира артполка, восьмиклассник Герман Слюсарев с матерью оказались в захваченных немцами Ессентуках. Город жил в страхе: казни следовали одна за другой. Каждый ждал: вот-вот придет и его черед. Насмотревшись на новый порядок, Герман вместе с другими мальчишками решил хоть как-то бороться с Третьим рейхом. Сначала организовали небольшой отряд, который собирал одежду и обувь для бежавших из пятигорского концлагеря военнопленных. Затем на трех велосипедах, ежечасно рискуя, по очереди колесили вокруг комендатуры и других мест сбора немцев, изучая работу охраны, следили за полицаями, передавая сведения партизанам.
Мама Германа прятала дома знакомую еврейку – воспитательницу, которая вывезла детей из блокадного Ленинграда. Когда в Ессентуках стало спокойнее, они тайно сели на ночной поезд, следовавший в Армавир. В январе 1943-го оккупированный город был освобожден. Связисты, остановившиеся у Слюсаревых, взяли 17-летнего пацана помогать им. Так Герман и ушел рядовым с наступающими частями в составе 942-й роты правительственной связи.
Солдат-романтик
Новобранец весь в смоле таскал тяжелые телеграфные столбы плечом к плечу с солдатами. Слюсарев наловчился оперативно работать даже под бомбежками, непрекращавшимися с шести вечера до четырех утра. Однажды снаряд повредил линию связи, проложенную через затопленную лощину протяженностью полтора километра. Ночью, стоя по грудь в воде, солдатам пришлось загонять в илистое дно новые столбы, а был декабрь. Но мешкать было нельзя – соединение фронта с Верховным командованием не могло прерываться больше чем на 40 минут.
Без передышки действовали и на рижском направлении, куда перекинули роту из 160 человек. В день она проводила по болотам семь километров телеграфной связи – это был предел сил, достигнув которого каждый падал от усталости. Спали на солдатской шинели, где придется, не больше четырех часов в сутки. Но Герман по природе был романтиком, и даже тяжелая солдатская жизнь не омрачала улыбки на его лице.
В Эстонии в июне 1944-го произошел случай, о котором ветеран вспоминает, смеясь, хотя все могло окончиться весьма плачевно… Связисты были разные. Подразделение ВНОС (воздушное наблюдение особого назначения) опередило роту, где служил Герман, и раньше других протянуло свои провода по оставленным немцами столбам. Но правительственная связь главнее – решил командир Слюсарева и отдал рядовому приказ менять кабель. Незнакомый офицер кричит ему: «Слазь!», а свой настаивает: «Продолжай!» Второй уже готов отдать приказ стрелять по Слюсареву, а бедный юноша взывает со столба: «Товарищи лейтенанты, вы разберитесь!»
Тылу предпочел пули
Военный врач, к которому Герман попал с застуженными легкими, собирался сделать толкового солдата своим помощником и забрать в Псков, куда его назначали начальником госпиталя. И очень рассердился, услышав отказ. «Немцам еще не отомстил, говоришь?» – крикнул напоследок майор. И отправился Герман Иванович на передовую в новом качестве – минометчиком. К 20-килограммовому боекомплекту в вещмешке прибавился дополнительный груз, по весу не меньше первого. В ходе прорыва переднего края немецкой 150-тысячной группировки в Латвии 22-я армия понесла большие потери, но Слюсарев уцелел.
24 июня 1945 года Герман Иванович был удостоен чести пройти по Красной площади в историческом Параде Победы. Среди его наград – орден «Отечественной войны» II степени, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа».
После…
После войны Слюсарев окончил военно-инженерное училище в Москве и семь лет служил сапером воздушно-десантных войск в Белоруссии: совершил более полусотни прыжков с парашютом, каждое лето отправлялся на разминирование, в том числе на Прохоровское поле. В 1953-м его перевели в Курск, поступил на вечернее отделение физмата КГПИ. А спустя 15 лет – перебазировка на Дальний Восток, работа преподавателем в Благовещенском танковом училище. В марте 1969 года Слюсареву пришлось вновь взяться за оружие – в районе острова Даманский на реке Уссури произошел вооруженный конфликт между Китаем и СССР. В Курске отставной военный делился боевым опытом с молодежью, работая на кафедре гражданской обороны пединститута.