С момента гибели атомной подводной лодки К-8, затонувшей в Бискайском заливе Атлантического океана 12 апреля 1970 года, прошло 45 лет. Среди моряков, ценой жизни которых старая Европа была спасена от ядерной катастрофы, был Александр Кирин. Ведется поиск его родственников и всех, кто располагает какими-либо сведениями о нем.
Незабытые герои
Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70». Ее задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, а завершиться они должны были через неделю – в день 100-летия со дня рождения Владимира Ленина.
Вечером 8 апреля 1970 года на К-8 возник пожар. Горели рубка гидроакустиков и седьмой отсек, пламя продолжало распространяться по воздуховодам. На боевом посту погиб весь состав первой смены. Видя, что огонь вот-вот ворвется в пост главной энергетической установки, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы, тем самым предотвратив возможность теплового взрыва, который мог сравняться по масштабам с чернобыльской катастрофой.
В это время драматические события развернулись и в восьмом отсеке. Концентрация окиси углерода достигла смертельной дозы, дыхательных аппаратов на всех не хватало. Когда лодка всплыла в надводное положение, пострадавших вынесли через верхний люк, но из шестнадцати человек спасти никого не удалось.
В условиях пожара, без связи и электроэнергии моряки боролись за выживание корабля и экипажа. Только 10 апреля, почти через двое суток с момента аварии, на АПЛ заметили болгарский теплоход «Авиор», проходящий в зоне видимости от места трагедии. Был дан сигнал ракетницей.
Капитан болгарского судна Рэм Смирнов передал радиограмму в Москву и взял на борт значительную часть команды. Советские корабли сразу же направились на спасение к лодке, но они все еще были далеко. Усугубил ситуацию начавшийся шторм. Буксировочные концы рвало шквальным ветром, как нитки.
12 апреля атомоход снова пытались взять на буксир, но неожиданно он утратил продольную устойчивость, резко опрокинулся на корму и камнем ушел на дно с находившимися на нем подводниками – командиром и аварийной командой из 22 человек. Это произошло в 6 часов 13 минут. Восьмибалльный шторм не позволил даже достать из воды тела погибших моряков. В настоящее время АПЛ К-8 покоится на глубине порядка 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании.
Разыскиваются родственники моряка
Гибель К-8 и 52 членов экипажа стала первой крупной потерей советского атомного флота. Для всей страны она прошла тогда незамеченной – настолько высок был уровень секретности. Лишь в последние годы стала появляться информация о произошедшем, снят документальный фильм «Секретный монумент».
После 40-летней годовщины трагедии начался поиск родственников и друзей погибших моряков. Большая часть из них уже найдена, однако до сих пор одним из «белых» пятен остается жизнь и судьба старшего матроса Александра Михайловича Кирина.
Сигнал тревоги застал молодого моряка Александра Кирина на боевом посту, который он не покинул и погиб 9 апреля 1970 года. Посмертно Закрытым указом от 26 июня 1970 года уроженец Курской области награжден орденом Красной Звезды.
Известно, что Александр Кирин родился в 1949 году, до призыва в армию жил в поселке Кшенский Советского района на улице Зеленой. По данным Общественного совета «Памяти экипажа АПЛ К-8» родственники моряка выехали в Донецкую область Украины.
Общественный совет выступает за открытие на школе, которую он окончил в поселке Кшенский, мемориальной доски. На малой родине должна найти место и именная капсула с морской водой. По просьбе военных моряков она была взята с места гибели субмарины, освящена и пока хранится в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре.