Картины на «птичий» лад

Февраль 2016

Для Елены Жировой работа и хобби слились воедино. Возвращаясь из Дома детского творчества, где она ведет занятия, жительница Курска продолжает воплощать необычные идеи. Только в свободное время предпочтение отдается редкой и наиболее трудной технике. Материалом для создания живописных картин служат... перья птиц.

картины из пуха

«Дочь полдня гонялась за петухом»

Уроженка курского села Винниково уже 40 лет живет в областном центре. Все это время, даже когда она работала инженером на заводе «Счетмаш», занималась рукоделием. Окончила двухгодичные курсы кройки и шитья, потом – вязания. «В 90-е жилось нелегко, а у меня было трое детей, – говорит Елена Николаевна. – Поэтому часто сама вязала им вещи, чинила старую одежду. Они придут с порванными коленками, но не расстраиваются. Знают, что на месте дырки будет красивая ручная аппликация».

Сторонница всего необычного Елена Жирова всерьез занялась поделками из бересты. «Однажды ко мне приехала сестра из Нижнего Новгорода и рассказала, что в их городе капитан дальнего плавания, ушедший в отставку, создал клуб, где учил обрабатывать бересту, – вспоминает мастерица. – На первую встречу родители привели детей, но ни один ребенок в итоге заниматься не захотел, а вот взрослые продолжали ходить! Вслед за сестрой увлеклась и я. От нее же узнала и о технике создания картин из птичьих перьев и пуха. С тех пор прошло около 18 лет, а это до сих пор остается моим любимым видом творчества».

Елена Николаевна использует в основном перья домашней птицы – кур, уток, гусей, индюков. Реже – голубиные. Многие удивляются, почему не применить в работе оперение красавца-павлина. Однако мастерица объясняет это просто: оно уже имеет рисунок, а это ограничивает в творчестве. Все перья проходят строгий отбор. Сортируются по размеру, цветам и оттенкам, степени гладкости или пушистости. Важно, чтобы птица не линяла.

Материалы приносят сельские друзья и знакомые. «Мне как-то дали перья лесной птицы, так они у меня на вес золота, хранятся в отдельном мешочке. Подойдут для изображения заснеженного леса – говорит Жирова. – Еще дочка помогала, когда была маленькая. Увидев, что у петуха перо наполовину выскочило, гонялась за ним полдня, пытаясь вытащить. Перо и правда красивое, таких больше не попадалось».

Этими невесомыми красками мастерица «рисует» море, деревья, траву, тучи, дома, птиц и животных. При этом вода приобретает глубину, горизонт – простор, даже лиса благодаря оскалу получается «с характером». Имеющаяся цветовая гамма идеально подходит и для осени, и для белоснежной зимы. Искусственные красители художница никогда не применяет.

Перо долетело до Америки

На выбор сюжета уходит целый вечер. «Долго ищу эскизы, – отмечает Елена Николаевна. – Приходится пересмотреть много живописных работ отечественных и зарубежных мастеров. Лишь единицы можно переложить на «перьевой» лад. Почти все картины многокрасочные, а у меня в палитре только коричневый, белый и черный цвета, а также их оттенки – серые и чуть желтоватые. Даже совмещение двух разных перьев порой не дает желаемого эффекта».

За работу Елена Жирова садится только в хорошем настроении, выделяя для этого лучшее время – с десяти часов утра до трех дня, когда ярко светит солнце или просто достаточно светло. «Вечером восприятие цвета другое, и картины становятся иными», – поясняет она. В качестве основы берется кора дерева или картон. По заранее намеченным контурам одно за другим клеем ПВА прикрепляются перья. Несколько раз картина кладется на 15 минут под пресс.

«Обрабатывается только остов пера, потому что если клей попадет наружу, появится некрасивый блеск, – раскрывает секрет рукодельница. – Другая сложность состоит в том, что вытащить деталь из готовой композиции уже нельзя. В случае ошибки приходится все переделывать заново. Есть только одна попытка правильно расположить перо».

На картину, как правило, уходит от 20 часов до нескольких месяцев. «Не всегда удается найти нужное перо – с острым кончиком или с определенными вкраплениями, тогда я вынуждена откладывать работу, – говорит Елена Николаевна. – Бывало, заготовка лежала по два-три года».

Свои картины она дарит друзьям и близким, отправляет в другие города и даже за границу – в США, Германию, Австралию... С каждым годом планка становится все выше. В прошлом году Елена Жирова начала делать портреты.

Подобно курортному отдыху у Елены Николаевны для ее хобби существуют сезон и несезон. «Перья – теплый, «зимний» материал, – считает она. – Созданием картин из них я занимаюсь с октября по апрель, а с началом посевной переключаюсь на дачу. Садоводство тоже очень люблю: прививаю фруктовые деревья, укореняю редкие сорта роз. Саженцами благодарю тех, кто приносит мне перья».