Балалайка: о чем поет трехструнная?

Март 2016

Накануне 77-го дня рождения мастер по изготовлению балалаек Валентин Ключаров в своем родном городе Курске был удостоен премии общественного признания «Курская антоновка». Любовь к русским народным инструментам ему передалась по наследству.

русские народные инструменты

«Балалаечная» династия

Отец героя нашей публикации Василий Ключаров был создателем оркестра русских народных инструментов, которым в первой половине ХХ века славился Курск. Музыкант-самородок, быстро ставший виртуозным балалаечником, появился на свет в многодетной семье из 11 детей. Их дом находился в Казацкой слободе.

«В детстве отцу часто приходилось заниматься на чердаке, чтобы не будить младших братьев и сестер, – говорит Валентин Васильевич. – Талант нельзя было не заметить, и родители отдали сына обучаться игре на балалайке в оркестр, которым руководил известный балалаечник Николай Успенский. Параллельно мой папа выучился печатному делу и начал работать в городской типографии, где и собрал свой первый музыкальный коллектив из баянистов, балалаечников и домристов. Это послужило толчком к созданию подобных оркестров в курских школах, ФЗУ, на предприятиях и в Домах культуры».

В Великую Отечественную войну музыкант попал в дорожные войска, которые занимались возведением мостов на передовой. В промежутках между работой и боями он брал в руки балалайку – поднимал дух бойцов своей игрой и учил несложным мелодиям остальных. Его также любил слушать маршал Конев.

«Все это время мы были в Курске, – вспоминает Валентин Ключаров. – На улицах тут и там громоздились баррикады из рельсов. Когда случались авианалеты, старший брат хватал меня за шкирку и прятал в подвал. Неподалеку от нашего дома у Георгиевской аптеки размещались румыны. Опасаясь партизан, они запрещали жителям запирать двери домов, поэтому могли зайти в любой момент. Однако никого не обижали и даже тайком от старших офицеров делились с нами похлебкой. А 8 февраля 1943 года Курск освободили. По улице Дзержинского шли наши танки, и женщины радостно встречали их».

Победу Ключаров-старший встретил в Кенигсберге (сегодня – Калининград) и немного погодя вернулся домой. Въехал во двор своего дома на лошади, к которой была прикреплена железная бочка. Внутри бережно лежали два футляра с балалайками, прошедшими через все военные лихолетья вместе с храбрым наездником.

После войны, работая в курском Доме учителя, Василий Ключаров научил играть на балалайке, домре и гитаре сотни курских мальчишек. У большинства из них отцы погибли на фронте. Ребята искренне любили своего педагога, который в дополнение ко всему искал возможность подкормить их в голодные годы, и называли «дядей Васей». Из них выросла целая плеяда профессиональных музыкантов – Григорий Львович, Лариса Дремина, Валерий Козлов, Алексей Мамонтов, Михаил Осеневич, братья Копейкины и многие другие.

русские народные инструменты

Занимались в оркестре Василия Ключарова и его сыновья. Младший, Василий, с семи лет играл на разных видах балалайки: приме, контрабасе, альте. Но с музыкой жизнь не связал – после школы поступил в техническое училище, которое окончил с отличием в 1960 году. Тогда же оркестр, из которого он еще не ушел, пригласили в Москву. В Большом театре в присутствии первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и министра культуры СССР Екатерины Фурцевой куряне исполнили песню «Тимоня».

Уникальные балалайки

Долгих 40 лет Валентин Васильевич трудился на заводе «Прибор». Однако случай вернул его на полузабытую дорогу музыки. В середине 90-х на глаза курянину попала статья из журнала «Наука и жизнь», где описывалось, как самостоятельно сделать балалайку. В память об отце-музыканте он решил попробовать. Чтобы было сподручней, купил для примера мастеровую балалайку и за полтора года по образцу сделал свою. Она теперь хранится в курском колледже-интернате.

«Как ни жалко расставаться со своими инструментами, они не должны лежать без дела, – уверен Валентин Ключаров. – Наоборот, мне важно знать, что мои балалайки где-то «щебечут». Одна, например, досталась школьнику Саше. Он не только играет сам, но и хочет учить других. Лелеет даже мечту открыть собственную музыкальную школу в Китае».

Ключаровские балалайки звучат в знаменитом народном ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Отдельные экземпляры отправились за границу. Они приглянулись французам, - потомкам русских эмигрантов, бывших с визитом в Москве, японцам, которые приобрели инструмент для собственного ансамбля балалаек, немцам и другим ценителям тонкой работы.

Все потому, что у мастера за 20 лет появились свои секреты изготовления трехструнной. «Сделать корпус, отполировать его, отлакировать, поставить струны – это еще далеко не все, – отмечает он. – Дерево нужно сушить по технологии не менее пяти лет, избегая попадания прямых солнечных лучей, иначе оно треснет или прогнется. Кузов я обычно делаю из волнистого клена, поскольку он дает наилучший рисунок. Для деки подходит высокогорная ель, а эбеновое и красное дерево используется для грифа и головки».

Редкие материалы курянин находит в российской столице, куда его ежегодно приглашают участвовать в международном фестивале «Созвездие мастеров». Валентин Васильевич не раз занимал призовые места. Его изделия отличает не только качество, но и фирменный знак – значок с изображением профиля супруги, с которой они вместе уже полвека.

На рабочем столе мастера аккуратно сложены разнообразные рубанки, самый маленький из которых не превышает в длину двух сантиметров, цикля, лобзики и пилы, наборы напильников и наждачной бумаги. При помощи них Валентин Ключаров изготовил уже более 30 инструментов, по одному-два в год. Всегда много ремонта. Ему доверяют даже старые дореволюционные образцы. Но как только появляется немного свободного времени, Валентин Васильевич принимается мастерить. «Балалайка не сравнится ни со скрипкой, ни с любым другим инструментом, – улыбается он. – В ней заключена русская душа... Звук особенный, какого нигде нет. Несет его, словно песню».

мастер по изготовлению балалаек