Натуралист без границ

Ноябрь 2015

Водопады Игуасу на границе Бразилии и Аргентины, амазонские леса, чилийское побережье, вулканы на Камчатке и в Новой Зеландии, южноафриканский мыс Доброй Надежды, заброшенные города ацтеков и майя в Мексике... Николай Малешин, заместитель директора Центрально-Черноземного биосферного заповедника, посетил более 40 стран. Недавно ученый отметил 60-летний юбилей.

национальная одежда

Окно в природу

От обычного туриста, которого в поездках интересуют музеи и сувениры, ученый, конечно же, далек. Путешественник-натуралист организует для себя авантюрные, и даже опасные экспедиции, в одиночку отправляясь за тысячи километров от дома. По роду деятельности – географа и биолога, – все внимание он уделяет заповедникам, национальным паркам, биосферным резерватам с их обитателями – животными и растениями, структуре управления, а также другим вопросам, связанным с особо охраняемыми природными территориями.

Малешин – типичный городской житель, чье детство прошло во Владимире. Воспитывался в семье заводских рабочих, но с юных лет его волновала живая природа. Книги, которыми он упивался, уже тогда манили в дальние странствия. «Обожаемые мною романы были либо о животных, либо об открывателях новых земель и путешествиях, – говорит Николай Александрович. – В компании героев Фенимора Купера, Дэвида Ливингстона, Майн Рида, Жюля Верна и Владимира Обручева можно было мысленно побывать в любом уголке света. Спустя годы большинство этих литературных маршрутов мне удалось пройти самому».

С подаренного родителями фотоаппарата «Смена» началось еще одно увлечение – Николаю было лишь 10 лет. Тогда же друг семьи, работавший в Госохотинспекции Владимирской области, открыл любознательному пареньку «окно в природу» – стал брать его в леса, поля, охотхозяйства, где была возможность наблюдать за кабанами, лосями, бобрами, выдрами, оленями. Исподволь Малешин выбирал будущую профессию, которая позволила бы быть ближе к природе и путешествовать. После радиотехнического училища он поступил, куда мечтал, – на географический факультет МГУ имени Ломоносова.

Первые открытия

Карпаты, Кавказ, походы на байдарках по притокам Енисея, полевые исследования и практические работы в Рязанской области и Западной Сибири – кругозору студента с геофака можно было позавидовать. Этому в большой мере способствовали преподаватели. Так, орнитологической практикой у подножья Эльбруса руководил ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов, читавший студентам лекции по зоогеографии и развитию мировой сети охраняемых природных территорий. Жизнь сталкивала с ним и позже...

«В 2005 году встретились на Камчатке, – вспоминает Малешин. – Я работал вице-президентом Фонда развития экологического туризма «Дерсу Узала», который был нанят для обеспечения экспедиции Международного Центра финансово-экономического развития, а Дроздова пригласили в качестве гида. Рассказывать о красотах Камчатки пришлось мне, а он сидел на заднем сиденье и слушал. Затем подошел и говорит: «Слушай, Николай, неужели это я тебя учил! Я столько не знаю!»

Как специалиста по бобрам в 1980 году Малешина должны были распределить в Новосибирск, однако попал он орнитологом в Алтайский заповедник – эталон по красоте и уникальности ландшафтов, которому до сих пор не нашел равного в мире. За восемь лет сделано немало открытий. Например, он впервые нашел в здешнем заповеднике гнезда беркутов, доказал возможность гнездования алтайского улара (горной индейки) на малых высотах: 600 метров, хотя считалось, что они обитают не ниже двух километров над уровнем моря. Также Николай Александрович зафиксировал и описал невероятный случай заноса из китайской пустыни Такла-Макан маленькой птицы дрофы-красотки. Как выяснил молодой ученый, особь, найденную в Телецком озере, на Алтай, расположенный в 1200 километров от места гнездования, перенес мощный вихрь. Препарированная тушка хранится в Зоологическом музее РАН в Санкт-Петербурге.

ныряние с маской

Опасные поездки

Когда Малешин работал директором Центрально-Черноземного заповедника имени профессора Алехина, его территория увеличилась почти вдвое за счет создания новых заповедных участков в Курской и Белгородской областях. Достиг ученый успехов и в незнакомой для себя поначалу сфере – журналистике: с 2000 до 2006 годы руководил в Москве англоязычным журналом «Russian Conservation News», посвященным природоохранным проектам стран СНГ.

Будучи вице-президентом Фонда развития экологического туризма «Дерсу Узала» Николай Александрович занимался разработкой и обкаткой новых туристических маршрутов в России, странах Европы, Индии, Мексике, Индонезии, Пакистане. Работал на трекинговых, рыболовных, сплавных и конных маршрутах как гид и руководитель туров.

«Мечтал оказаться на Плато Путорана в Сибири, и вот представилась уникальная возможность, – говорит он. – Я вез туда рыболовный тур, сплавлялись на лодках. Надо было следить, чтобы у туристов были сухие дрова, чтобы они поели, не намокли, и был бензин в моторах. Когда приехал домой, посмотрел видео и фото, у меня возник вопрос – был ли я там вообще? И честно признался себе – я работал и ничего этого не видел».

Поэтому Малешин стал отправляться в самостоятельные экспедиции, не всегда безопасные, но запоминающиеся на всю жизнь. Так, в Пакистане он с коллегами отбивался от религиозных фанатиков. После этого, чтобы больше не выделяться из толпы, ходил в типичном местном наряде – шальварах, длинном халате и афганской шапке из войлока. Даже приклеивал искусственную бороду. В США друзья взяли его в однодневный круиз по Атлантике на морском каяке. Возвращаясь с архипелага в темноте, они попали в шторм и едва не перевернулись.

В составе группы по борьбе с крокодилами Николай Малешин доставал из ловушек и помогал связывать двухметровых рептилий вблизи австралийского города Дарвин. А у мексиканского острова Косумель, отнесенным знаменитым океанографом и изобретателем акваланга Жаком-Ивом Кусто в тройку лучших в мире мест для дайвинга, погружался в подводные течения.

Остается не так много мест на Земле, куда Николаю Малешину хотелось бы попасть. Это Антарктида – последний континент, где он еще не был, и Канадские Кордильеры, ассоциирующиеся с рассказами Джека Лондона. В ближайших планах Юго-Восточная Азия: Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Лаос.

Николай Малешин