На то оно и НАТО

Март 2013

14–15 марта делегация из России совершила поездку в Бельгию, посетив штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе. Среди 26 приглашенных общественных деятелей и политиков был правозащитник Петр Санакоев.

штаб-квартира НАТО

Кандидатура юриста, правозащитника Санакоева была выбрана не случайно. Он много лет занимается вопросом налаживания дружбы между Россией и Грузией. По его инициативе по «горячим» следам событий августа 2008 года в Москве был проведен круглый стол, посвященный острейшей на тот момент проблеме. А российско-грузинские отношения стали одной из дискуссионных тем на встрече с официальными представителями военного блока в Штаб-квартире НАТО.

«Мы высказали мнение, весьма нелестное для хозяев мероприятия, что НАТО ведет избирательную политику и принимает доводы лишь одной стороны, более важной альянсу. Они поддерживают территориальную целостность Грузии и принципиально не соглашаются с признанием Южной Осетии и Абхазии как суверенных государств», – вспоминает Петр Амиранович.

Не менее напряженной была полемика вокруг развертывания американской противоракетной обороны в Европе: «Я говорил об этом на брифинге и повторюсь, что позиция России логичнее и обоснованнее. Мы не хотим размещения ПРО в Румынии и Польше по одной простой причине – это угрожает ядерной безопасности нашей страны. Если угроза идет от Ирана, мы можем совместно ее предотвратить, поставив наши ракеты ближе к Турции на российской территории. Позиция НАТО объясняется интересом защиты европейских стран альянса. В целом обсуждение подтвердило, что взгляд и подход к проблемам безопасности России и НАТО существенно различаются».

На второй день россияне отправились в город Монс на границе с Францией, где посетили ставку Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. На встрече с представителями ВВС США и другими военными речь шла о совместной борьбе России и НАТО с международным терроризмом, наркотрафиком и пиратством. Как отмечает Петр Амиранович, живая беседа по инициативе Организации Североатлантического договора позволила взглянуть на наше партнерство с других ракурсов и несколько отойти от политики: «На мой вопрос офицеру НАТО об отношении его солдат к российским военным тот ответил, что политические решения часто ставят их по разные стороны. Но без политики военные всегда находят друг с другом общий язык. И это сигнал для правящих кругов к пересмотру прежних суждений, ведь сотрудничество Россия – НАТО становится все более тесным. Наши специалисты по Афганистану пользуются в их среде большим уважением, оказывают реальную помощь вплоть до ремонта вертолетной и иной техники, делятся опытом, полученным во время Афганской войны».