Легенда угрозыска

Ноябрь 2018

10 ноября работники органов внутренних дел отмечают профессиональный праздник. Для курских стражей правопорядка этот год вообще особенный - ровно 100 лет назад здесь была организована Рабоче-крестьянская милиция. В ее истории было немало славных имен, профессионалов и героев своего дела. У истоков милиции также стоял Георгий Воробьев.

 Георгий Воробьев Махно

Его имя можно увидеть на почетной стеле прокуратуры. Георгий Петрович прошел Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, более полувека прослужил в правоохранительных органах. Но, обо всем по порядку.

Милиционер как призвание

Георгий Воробьев родился в Курске в 1895 году в семье рабочих. Отец был шахтером, а последние 30 лет работал на железной дороге. Из-за полученного на службе увечья глава семейства ушел из жизни рано, когда мальчику было всего 14. Чтобы как-то помочь матери, Георгий подрабатывал у помещика, при этом не забрасывал учебу. После Семеновского образцового он с отличием окончил четырехклассное городское училище.

В 20 лет рядовой 200-го Запасного стрелкового пехотного полка Воробьев едва не попал под расстрел за большевистскую пропаганду – с первых дней он примкнул к революционному движению рабочих серпуховских текстильных фабрик. От страшной участи юношу спас старый белый офицер, пожалевший солдата, у которого в ожидании наказания появились первые седые волосы. Георгия из Серпухова отправили на Румынский фронт, где в походах против Германии и Австрии он воевал с 1915 года до самой Октябрьской революции.

После возвращения домой в 1918 году зарекомендовавшего себя в бою красноармейца поставили начальником третьего отдела новообразованной Рабоче-крестьянской милиции. Время неспокойное - самый разгар Гражданской войны. Расцвел бандитизм, участились случаи грабежа, разбоя, вымогательства. Например, горожан в страхе держала группировка, выслеживающая после спектаклей состоятельных посетителей драмтеатра. Милицейскими операциями Воробьев не просто руководил, но и сам участвовал в задержаниях, обысках, слежках. За несколько лет его работы ликвидировано несколько десятков банд и преступников, ходить по улицам стало безопаснее.

В погоне за батькой Махно

Уголовный мир мечтал избавиться от оперуполномоченного, как поступили с его коллегами в Судже, Теткино, Путивле. В лучшем случае активных милиционеров угрозами вынуждали покинуть посты, в худшем – сживали со свету, зверски расправляясь. Но курский страж не собирался уступать. Еще не обзаведясь семьей (а женится он уже после 40), Георгий Петрович мог часто менять адреса, путая тем самым недоброжелатей. Верным другом и охраной его в то время был доберман-пинчер Рекс. Служебная собака однажды действительно спасла его, когда бандиты караулили у конспиративной квартиры.

Еще более напряженной атмосфера стала, когда к городу подошли белогвардейские отряды Деникина. Милиция в спешном порядке эвакуировала население. В своих воспоминаниях Воробьев пишет, что при отступлении в отсутствие связи с подразделениями Красной Армии командование ему пришлось взять на себя. Встретить красногвардейцев удалось уже возле Орла. Этот город был первым освобожден от деникинцев, а затем советскую власть вернули и в Курске.

Вскоре после назначения Воробьева руководителем горотдела милиции его перевели в линейный отдел охранного управления Киево-Воронежской железной дороги, находившейся в Ново-Оскольском уезде. Там Георгий Петрович охотился за анархистом Махно, банда которого нападала на поезда. Хитрый атаман так и не дался, сбежал за границу. Но, говорят, успел передать милиционеру «прощальное» письмо: «Что, Георгий, меня ищешь? А помнишь, на базаре в Сумах старуха семечками торговала? Так то ж я был. А ты мимо ходил, батьку Махно искал. Ну-ну, ищи».

Георгий Воробьев угрозыск

Георгий Воробьев с женой Клавдией и детьми

Напутствие от Вождя

Благодаря службе Георгий Воробьев встретился с Феликсом Дзержинским. От него получил ответственное задание – организовать в Москве встречу Федора Шаляпина и охранять оперного певца во время его концерта в Большом театре. Милиционеру довелось даже лично увидеть Иосифа Сталина. Генералиссимус, как передают сегодня потомки Воробьева, поговорил с ним несколько минут, посоветовал получить высшее юридическое образование, отметив, что такие кадры как он стране важны. За плечами был пока только рабфак.

Георгий поступил в МГУ имени Ломоносова на судебно-прокурорское отделение, а после окончания был направлен прокурором Рамешковского района Подмосковья. Великая Отечественная война застала его в Калинине (сегодня - Тверь), где он к тому моменту стал помощником облпрокурора. В составе военного трибунала Георгий Петрович разбирал дела о дезертирстве, государственной измене. Он знал, что дезертиром могли признать даже за опоздание в воинскую часть, или за непреднамеренный выход из окружения, поэтому, чтобы не отправить невинного человека на расстрел, каждый случай изучал досконально, по возможности заменяя высшую меру наказания штрафротой. Благодаря этому спасена оказалась не одна жизнь.

В 1947 году Воробьева командировали в Москву исполнять обязанности помощника прокурора РСФСР, однако, столица не пленила его открывающимися для карьеры возможностями. К тому же, долгая работа на износ без отпусков начала сказываться на здоровье. Потянуло на малую Родину - в Курск, где в областной прокуратуре он проработал до самого ухода на пенсию в 1960 году. За добросовестную преданную службу и заслуги перед страной ему назначили персональную пенсию союзного значения. Среди наград - медаль «За боевые заслуги», знак Министра обороны СССР «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», Почетные грамоты и именные часы от генпрокурора СССР и прокурора РСФСР.

Сохранением памяти об отце занимается его дочь Валентина Антимонова. Благодаря ей к нам попали уникальные документы из семейного архива. Можно сказать, Валентина Георгиевна пошла по стопам родителя, так как окончила Саратовский юридический институт и работала в прокуратуре сначала в Астрахани, а позже в Курске, и до сих пор трудится в региональной коллегии адвокатов. Династию юристов продолжили ее сын Сергей и племянница Ирина.

Георгий Воробьев угрозыск

На пенсии...

фотографии из архива Валентины Антимоновой